Thomas Ritter – адвокат, работающий на Thompson Burton, о деятельности которого мы уже неоднократно писали на нашем сайте. Он специализируется на ведении бизнеса и законодательстве сферы прямых продаж. Как МЛМ-адвокат, он недавно опубликовал статью под названием «Платить чтобы играть» — о дилемме, присущей сетевому маркетингу.
Основная идея состоит в том, что участник сетевого бизнеса, вопреки существующим реалиям, не обязан платить или покупать продукцию компании, чтобы стать ее представителем. Более того, консультант также не должен ежемесячно делать покупки, чтобы выполнить поставленный руководством план. По словам адвоката, сами учредители МЛМ-фирм подтверждают, что они не могут требовать приобретения продукции от своих торговых агентов, ведь в таком случае организация бы превращалась в обычную финансовую пирамиду. Однако добавляют, что этот факт – скорее правило, нежели предмет для обсуждения. То есть, у потенциального участника бизнеса всегда есть выбор – платить или нет.
Законная схема сетевого маркетинга сводится к двум основным моментам. Во-первых, стартовый взнос дает участнику право продавать товары или услуги и получать с них процент. Во-вторых, это «покупка» дает возможность получать различные награды от компании, что не имеет отношения к продаже товара/услуги конечному потребителю.
Современные схемы построены так, как будто участие в различных бонусных программах напрямую зависит от объема продаж. На самом деле это не так. Это – основной инструмент, которым наиболее часто пользуются МЛМ-компании для того, чтобы побудить дистрибьютора сделать ежемесячный план за счет собственных вложений.
Thomas Ritter предостерегает: подобный путь развития сетевого бизнеса – это программа типичных финансовых пирамид, которые являются незаконным заработком денег и предполагают уголовную ответственность. Однако проблема состоит в том, чтобы доказать, человек совершает покупку, потому что действительно заинтересован в конкретной продукции, или же это возможность приобщиться к программе получения комиссионных.
Как бы то ни было, проблема продолжает существовать в сфере прямых продаж. А вот соглашаться на поставленные условия или нет – личный выбор каждого человека.